Историческая справка

…К середине I тысячелетия до н.э. в Европе выделились несколько конгломератов племен: эллины, кельты, германцы, балты, иранцы, финны, праславяне и другие. Примерно на рубеже эр славянские племена начинают активное расселение по просторам Центральной и Восточной Европы. Уже к Великому переселению народов (V в. н.э.) античные авторы пишут о двух огромных союзах славянских племен – склавинах и антах. Судя по всему, где-то в это же время под давлением кочевых племен востока южные славяне начинают экспансию на северные рубежи Восточной Римской Империи, западные вступают в долговечное противостояние (печально для них окончившееся спустя пять веков) с германцами, а восточные осваивают (если не живут здесь с незапамятных времен) северное Причерноморье и среднее течение Днепра , расселяясь по обеим его сторонам, активно ассимилируя народы, живущие здесь – сарматов, скифов, финнов и др. Многие исследователи считают, что знаменитая Черняховская культура, датируемая временем куда более ранним, является следами культуры уже славянской – что ж, возможно.

Ввиду выгодного географического положения (на пути "из варяг в греки"), плодородных почв и богатых дичью просторов восточнославянские племена быстро развиваются и выходят на общеевропейскую экономическую и политическую арену (конфликт с готами, участие славян в завоеваниях гуннов, союз антов державы Само и Византии против обров-аваров и т.д.)

Все это время Христианство, получившее в IV в.н.э. (313г. – Миланский эдикт о веротерпимости) в Римской Империи статус государственной религии, активно проникает в Северное Причерноморье.

Время основания Киева неизвестно. Зато известно, что летописный Кий с братьями и сестрой пришли сюда с Дуная; что этого князя принимали в самом Константинополе (а есть свидетельства, что он воспитывался при императорском дворе), т.е. молодое русское государство сразу же получило довольно высокий статус. Похоже, это произошло в VI-VII вв.н.э. Разработчики являются приверженцами славянской или славяно-иранской теорий возникновения этнонима "Русь". Так что давайте считать, что отсюда и "Есть пошла земля роуськая", т.е. самоназвание "русь" присуще нашему народу (одному из племен, его составивших) задолго до прихода варягов.

…Нам мало что известно про следующие три века истории Отечества, но смеем утверждать, что наибольшего расцвета довладимирская Русь достигла в княжение Аскольда (с братом?сыном?отцом? Диром – примем, что братом). При них в русский союз входили земли полян (собственно, русь), частично – северян (Черниговщина), древлян, дреговичей, возможно (возьмем за данность), хорватов, уличей и тиверцев. Русь ведет активную торговлю с Хазарским каганатом, Волжской и Дунайской Болгариями, крымскими ромейскими городами, уграми (венграми), осевшими в это время в низовьях Дона и Днепра, и самой Византией; расширяет свою экспансию на юг – в прикубанские земли (тогда же появляется Тмутороканская Русь), участвует в войнах с Арабским Халифатом.

Ведется активная внешняя деятельность: Аскольд предпринимает несколько походов на Константинополь (860, 863, 866, 867 и 874гг.), Болгарию (864г.), полочан (865г.), кривичей (869г.) и, заявив о Руси таким образом, принимает титул кагана (равный царскому).

В это же время перед князем встает проблема выбора новой веры (мы склонны считать, что летописный выбор веры Владимиром Красно Солнышко описывает события и реалии времени Аскольда – хазары еще могли присылать своих послов-проповедников, между римской и константинопольской епархиями как раз разгорелись противоречия, чего уже не было в конце Х века и многое другое). И после одного из победоносных походов (866г) Аскольд крестится сам и крестит Русь. Судя по всему, это был не всеобщий акт принятия новой веры, а добровольный выбор каждого (не уверены). В любом случае, приходится признать, что к этому времени на Руси (по крайней мере в Киеве и окрестностях) существует христианская община (подозреваем, достаточно внушительная, особенно среди верхов), своя епископия и христианские храмы православного толка (до окончательного раскола западной и восточной церквей - 1056г. - еще двести лет).

В общем, Русь живет и процветает. Развиваются экономика, культура, искусство. Мастерским произволом считается, что письменность на Руси (кирилица) уже бытует и используется не только интеллигенций (монахи, переписчики, знать, мытари), но и простым людом.

А в это время в Скандинавии вовсю идет процесс христианизации. Наиболее "пассионарная" часть викингов-язычников ищет счастья за морем. В Ладогу (основной центр ильменских словен) князем нанимается шведский ярл Рюрик (Рьорих из Уппсалы) со своей дружиной из варягов-головорезов. Неуживчивый норманн ссорится с местной верхушкой (восстание Вадима Храброго – 864г.), но побеждает. После, он подчиняет кривичей, до того являвшихся данниками хазар. В 873г. основывается Новгород как резиденция князя, а в 879г. Рюрик умирает, оставив престол малолетнему сыну Игорю (г.р.873), а фактическое правление – его воспитателю и ближайшему своему соратнику Олегу (Хельгу).

В 882г. последний организовывает поход на Русь. По дороге Олег захватывает Смоленск, Любеч – в них он сажает своих мужей (когда он успел выйти замуж?). Придя к Киеву (множество варяг, чуди, словен, мери, веси, кривичей), захватчики прибегают к хитрости и, притворившись купцами, входят в город. Здесь, опершись на поддержку язычников – врагов христианства (еще один произвол – сведения не доказаны) варяги учиняют переворот. Аскольд и Дир гибнут (Аскольда хоронят по христианскому обряду, а на его могиле мадьярский правитель Олмош возводит Николаевскую церковь). Столицей нового государства становится Киев.

В стране начинается языческая реакция – гонения на христиан (у нового князя вполне могли быть к тому причины). Византия рвет все свои предыдущие обязательства, данные Аскольду. Кроме того, земли начинают отпадать от Руси: 883г. – поход Олега на древлян, 884г. – на северян, неудачный поход 885г. – на уличей и тиверцев. В том же 885г. Олег подчиняет радимичей, до этого плативших дань хазарам. Это вызывает ответную реакцию Итиля (столица Хазарского каганата) и разражается война, в результате которой от Руси отпали тиверцы и уличи, в состав Хазарии вошли земли северян, вятичей и кривичей, а сам Киев спасен только с помощью угров, прикрывших его с юга, но становится хазарским данником с обязанностью выставлять хазарам военную помощь. К тому же, в 889г. в причерноморские степи с востока, повздорив с теми же хазарами, приходят печенеги, кои сразу же "уважать себя заставили". Весело. Ко всему прочему, в 895г. с низа Днепра в Паннонию, за Карпаты, уходят старые союзники Киева – мадьяры – после жесточайшего разорения печенегами и болгарами.

Далее русины работают на хазар. Летописи утверждают, что в 907г. Олег ходил на Царьград и прибил свой щит на его ворота, но греки (в смысле: византийские летописцы, да и другие источники) этого похода не заметили, а многие современные историки просто не верят в него. Не поверим и мы. Зато точно были катастрофический для славян поход 904г. и удачная (было много грабежей, насилия, зверств и добычи) экспедиция 911г., когда ромеи откупились дарами и подписали мало выгодный для Руси мир. В 909 и 910гг. русский флот участвует в подавлениях повстанцев-антихазар на южном побережье Каспийского моря.

В 912г. Олег умирает (какая-то змеюка клюнула его в пятку – потому что не слушал советов амигос-волхвов) и на киевский стол садится Игорь Старый, коий допреже "хожаше по Олзъ, и слушаше его", да и женился по указке дядьки (903 год). Игорю достается тяжкое наследство – Царьгород опять рвет свои обязательства, приходится унимать внутренние раздоры (война со свободолюбивыми древлянами 913-914гг. и уличами примерно тех же лет), унимать неугомонных печенегов (915 и 920гг.) и служить наемниками хазар. Но происходит "небольшое недоразумение". Русская флотилия из 500 ладей после неудачной попытки выполнить задание кагана Вениамина по разорению побережья повстанцев-шиитов, напала и разорила Ширван и Баку (города-союзники Хазарии) и с добычей вернулась в Итиль, где нерадивые наемники были наказаны – резня продолжалась три дня, из 30 тысяч не вернулся ни один. Русичи перестают платить хазарам дань, но на открытую войну пока не способны.

И вот в 939г. между Византией и Хазарией возникает конфликт (император Роман Лекапин крестил евреев, а каган Иосиф резал христиан). Русь вступает в конфликт на стороне греков: Игорь неожиданным ударом берет Самкерц и Таматарху (Тмуторокань), а рать под водительством Свенельда в 940г. покоряет и облагает данью Пересечен – оплот уличей, союзников хазар.

Хазарский полководец Песах выбивает русов из Приазовья, разоряет греческие селения в Крыму, а потом идет к Киеву, опустошая все на пути. Итоги войны оказались еще более тяжкими: земли уличей и тиверцев оказались в руках печенегов, все днепровское левобережье – Черниговщина, северяне, вятичи, радимичи – отпало от Киева, полочане освободились и создали независимое Полоцкое княжество, победителям была выплачена огромная контрибуция и возобновлен статус Руси как вассала Итиля.

И, видимо, именно поэтому Игорь вынужден организовать поход 941г. на своего недавнего союзника – огромный десант на византийское побережье Малой Азии. Страшнейшие грабежи и зверства и…фиаско. Русский флот пожжен греческим огнем. 943г. – наемники-славяне используются в Азербайджане, откуда из-за больших потерь и дизентерии не вернулся никто. А в 944г. организуется поход на сам Константинополь, и на сей раз удачно – ромеи откупаются дарами и подписывается выгодный для Руси договор (практически, возобновляется Аскольдов), а его ратификация в Киеве проходит в соборной (значит, были и другие) Ильинской церкви. Здесь в летописи христиане упомянуты в равном с язычниками статусе. Игорь, вообще, отличался веротерпимостью, и христианство в его княжение получает передышку, новый толчок к развитию (ходят даже слухи, что сам Старый был тайным христианином). Но сама Русь обескровлена, разобщена…

Игорь гибнет жестокой смертью осенью 945 года (разорван меж двумя деревьями) в ходе феодальной разборки в древлянской земле, спровоцированной конфликтом между воеводой Свенельдом и основной частью дружины – древляне, до глубины души тронутые жадностью киевского князя, не поддержали его в лучших устремлениях, когда он попытался снять с них повторную дань. В результате --отпадение древлян от русских земель, а вслед за этим должен был последовать неминуемый крах Киевской державы…

Но не тут-то было. Бразды правления берет в свои руки представительница слабой половины человечества (всем бы быть такими слабыми!). Плесковская (псковская – из кривичей) девушка (предположим, Дарина – кое-какие источники называют это имя), именованная деспотом Олегом в честь себя, любимого, Ольгой, в 10 лет выданная замуж за 29-летнего Игоря, до момента описываемых событий выступает только в роли княгини, жены, матери, хозяйки двора. В свои 52 года Ольга имеет 20-летнего сына Святослава и, возможно, несколько дочерей (за незнанием имен примем как постулат их раннюю смерть), и на политическую арену выходит с актом своего крещения в начале 945 года (не исключено, что вместе с мужем). Следующим политическим шагом было жестокое подавление сепаратизма в своей стране, – истинность легенд о трех местях древлянам подтверждать не беремся, но возьмем за факт отказ древлянскому князю в замужестве (как бы не с руки – старая уже) и сожжение Искоростеня (результаты раскопок подводят к выводу, что использовался греческий огонь, что вполне допустимо после удачного договора с ромеями – летописные “огненные птицы”).

Но, отомстив и не дав стране рассыпаться, мудрая тетка задается вопросом о причине гибели мужа и понимает, что налоговая политика в стране ни к черту. Следует поездка по всем подвластным землям, в течение которой устанавливаются оброки, подати, дани со всех уделов и окраин земли Русской. Разумной и уравновешенной внутренней политикой Ольга занимается до самой своей смерти в 969 году (вот бы сегодня все министерства поменять на одну такую Ольгу, – ан нет, перевелись на Руси богатырихи!).

Отношения с Византией на этот момент не лучшие – сказались недавняя война, смерть Игоря и приход к власти в Константинополе русофоба Константина Багрянородного. Нехорошо. И Ольга отправляется в Царьград с целью наладить отношения и (есть предположение) женить сына на греческой принцессе. Дзуськи. Невесту не дают, договор не подтверждают, Ольга как дура два месяца торчит в Суде (гавань Золотого Рога) и уезжает, несолоно хлебавши. И на наивный вопрос императора: “…много дарихътя. Ты же глагола ми, яко аще возъвращюся в Русь, многы дары послю ти: челядь, и воскъ, и скору, и воя многы в помощь.”, обиженная русская архонтиса отвечает: “Аще ты рци тако ж постоиши оу мене в Почайнъ, яко же азъ в Суду, то тогда ти вдамъ” Само собой, взаимной любви это не добавляет. В какой-то момент Киев пытается снестись с императором Священной Римской Империи Германской Нации Оттоном и Римом. Греки, видя, что лакомый кусок может ускользнуть из рук, смягчаются. Взаимоотношения налаживаются, и папская миссия в Киеве терпит крах. Русь снова утверждается как один из основных партнеров Византии. Про ухудшение или улучшение отношений с Хазарией нам неизвестно. Видимо, Ольга смирилась с ролью данника и не лезла на рожон.

Святослав Игоревич, первый Рюрикович со славянским именем, номинально становится князем в 14-летнем возрасте (недостоверный год рождения – примерно 935, соответственно, в 949 году). Под чьим влиянием воспитывался княжич (Асмуд? воевода Свенельд? кто-то еще?) - точно неизвестно, но кто-то сумел глубоко привить ему отвращение к греческой вере, ибо, будучи еще, по сути, ребенком на момент крещения матери, он все равно остался некрещеным. И еще отвращение к зависимому положению. От матери ли, от иноземцев…Пока Ольга занимается внутренними делами страны, Святослав, судя по всему, ездит в полюдья, усмиряет очаги неповиновения и… собирает деньги и силу.

В 964 году и то и другое ему понадобилось – киевский князь начинает расширять границы страны за счет опостылившей Хазарии. Путь похода проходит в обход северян, похоже, слишком сильных на данный момент - через Чернигов, землю вятичей , Булгар (столица Волжской Болгарии) потом Волгой – до Итиля, Каспием – на Семендер, оттуда – в Тмуторокань, Боспор, потом Доном – на Семикаракоры и Саркел. Повсюду воинская удача преследует Святослава. Поражение Хазарии было ошеломляющим: Итиль (столица), Саркел и Семендер лежали в руинах, Тмуторокань, северяне и вятичи возвращены в лоно русской державы, булгары, аланы, гузы и ясы стали платить дань Киеву. Еще несколько лет (минимум до 969г.) продолжается разорение хазарских земель корпусом русичей в союзе с печенегами, ясами, булгарами, черными клобуками. Хазария уже никогда не оправилась от этой войны.

А Святослав продолжает захватническую политику: как-бы сами собой (кажется, без особого кровопролития) возвращаютя тиверцы и уличи – похоже из-за того, что печенеги теперь – союзники, в 966г. снова "примучены" (завоеваны) радимичи и вятичи. У Византии в этот момент с новой силой разгорается война с Дунайской Болгарией, и в Киев прибывает посланник Никифора II Фоки, решившего больше не платить болгарам дань (коя выплачивалась с 927г.), патриций Калокир с 15 кентинариями (?) золота. Богатая Болгария привлекает Святослава, и весной 968г. около 10 тыс. русов с печенежской конницей разбивают основные силы болгар у Доростола, на Дунае, на границе болгарской и тиверской земель. Очень удачно умирает болгарский царь Петр, и русы оккупируют почти всю Болгарию вплоть до Филиппополя. Святослав решает перенести свою столицу в Переяславец (Малая Преслава), а Русь сделать лишь "украиной" своих земель.

И все бы хорошо, но князь опрометчиво влазит в авантюру, впоследствие приведшую его к гибели. Калокир убеждает его стать помощником в овладении им византийского трона. Поднимается мятеж, где основной военной силой выступают русы, правобережные печенеги и союзные Святославу мадьяры. Однако, Никифор Фока не дремлет, и осенью 968г. Константинополь укрепляется для отражения осады, Золотой Рог перегорожен цепью, болгарским царевичам Борису и Роману предлагается мир с перспективой жениться на греческих княжнах, а левобережные печенеги, верные союзническому долгу с Византией, посылаютя под стены Киева.

Весной 969г. печенеги осаждают "мать городов русских", и только благодаря дипломатии престарелой Ольги и воеводы Претича (дескать, про войну ничего не знаем, я – не я и хата не моя) город остался невредим, Претич даже обменивается с печенежским предводителем доспехами (не с Курей ли?). Княгиня-мать отзывает безбашенного сына из Болгарии. Ожесточенный Святослав ( а как же – поломаны все планы!) возвращается в Киев, готовый рвать и метать. Но 11 июля Ольга умирает и хоронится по христианскому обряду, причем никому (схоже, даже сыну) не показывают места погребения. Киев ропщет, православные приближенные двора и священники-греки пробуют отговорить князя от безумной войны, чем доводят несдержаного Святослава до белого каления – и он снова решает, вопреки всем, отправиться на Дунай, где его дожидалась его дружина во главе со Свенельдом, Сфенкелом и Икмором. На Руси впервые в истории реализуется факт династического наместничества: в Киеве остается старший сын от княгини-венгерки (имя недостоверно – но примем как факт) Предславы Ярополк, в Искоростене – средний, Олег, а в Новгороде – бастард от ключницы-любечанки Малуши Владимир.

А в Византийской империи снова перемены: зимой 970г. императрица Феофано помогает своему любовнику Иоанну Цимисхию узурпировать трон – непопулярный в народе Никифор II Фока зверски убит у себя в спальне. Новый император сразу же показал себя рассудительным мужиком: неверную Феофано и ее приспешников в цареубийстве он сослал куда подальше, своеи имущество роздал крестьянам и прокаженным, устроил в Константинополе большой праздник, снизил цены на хлеб и т.п. – чем сразу же обрел всенародную любовь. А потом повел очень грамотную военную компанию против мятежников.

Святослав и Калокир терпят поражение за поражением, повсеместно поднимается болгарское антирусское восстание, крепости падут одна за другой, полководцем греков Вардой Фокой наголову разбит экспедиционный корпус во Фракии, состоявший из болгар-сторонников Святослава и венгров, после чего тесть киевского князя мадьярский король Гейза Великий выходит из войны. Военная миссия в Македонию проваливается. Переяславец приходится брать приступом – и то не надолго. К весне 971г. остатки русов оказываются блокированы в Доростоле. Начинается долгая и кровопролитная осада.

В процессе защиты крепости, где русы показывают чудеса стойкости и храбрости, Рюрикович задумывается: а почто ж такая непруха? И, то ли сам, то ли по чьей-то подсказке приходит к выводу, что во всем виновны христиане – на них-де разгневались извечные русские боги. Следует ряд жертвоприношений, когда в рабы погибшим товарищам и во славу богов убиваются огромное количество пленников и пленниц, в Дунае топятся черные петухи и младенцы…

В августе того же года Цимисхий и Святослав договариваются о мире. Русы теряют все свои завоевания, но зато свободно уходят восвояси. Дружина отправляется домой и становится на зимовку (странно – зачем? он, что, в Киев опасался прямо идти?) на острове Белобережье (Березань). Здесь террор развернулся в полную силу – Святослав казнит своего брата (видимо, двоюродного) –христианина Глеба (Улеба), а дружинники режут своих собратьев; посылается гонец в Киев с приказом разрушить все христианские храмы (который таки начинает претворяться в жизнь) и угрозой по возвращении войска изгубить всех сторонников греческой веры. Воевода Свенельд с остатками воинов-христиан успевает бежать в Киев. С окончанием зимы рать отправляется в путь к столице.

Но происходит неожиданное (ой ли?) нападение печенегов, и почти весь отряд гибнет. Из черепа Святослава печенежский хан Куря изготавливает себе чашу для вина… и не завершает развитый успех нападением на почти беззащитные земли Руси. Почему? Кто-то склонен в смерти князя обвинять коварных греков (а что ж они не сделали этого еще под Доростолом?), кто-то неразумных печенегов (так ли неразумных?), а некоторые утверждают, что печенегов, давних союзников православной Византии, наняли/попросили об услуге христиане из самого Киева (на наш взгляд, наиболее разумная версия). В любом случае, мести со стороны Русской державы на столь вероломный поступок не следует.

На Руси снова смена власти. Великим князем Киевским становится Ярополк Святославич, Олег правит в древлянах, Владимир с дядькой (вуем) Добрыней – в словенах ильменских. Мир, тишь да благодать?.. Не знаем. Возможно, просто вооруженный нейтралитет и удельное княжение без вмешательства в дела братьев. По крайней мере, особой братской любви не наблюдается. Ярополк – христианин, и вместе с женой-гречанкой, бывшей монахиней, проводит, хотя и достаточно вяло, политику дальнейшей христианизации - в 973г. отсылаются послы к императору Оттону I, от которого впоследствие (977г.) приезжает ответное посольство. Отстраиваются разрушенные ранее храмы. Олег особо не выделяется деятельностью, но, похоже, никак не одобряет деятельность Ярополка. Новгород выступает как оплот язычества.

В 975г. по приказу Олега казнеен Лют, сын воеводы Свенельда, за незаконную охоту в его землях. Между Киевом и древлянской землей разгорается конфликт – воевода Свенельд подстрекает Ярополка к войне с братом, и в 977г. под Овручем происходит битва между дружинами Святославичей, где в давке и неразберихе глупо и бессмысленно погибает Олег. Само собой, вина (правда, не кара) падает на Свенельда. И "робичич" Владимир понимает, что для них с братом свет слишком мал. Он отправляется за море искать военной поддержки в среде норманнов.

И вот наступает судьбоносный 980 год. Владимир возвращается с наемной дружиной варягов, выбивает посадников Ярополка в Новгороде и, сохранив им жизнь, посылает к сводному брату со словами: "Владимир идет на тебя. Готовься с ним биться!"...


Hosted by uCoz